«Ъ»: производители переделили падающий рынок колбасы
Группе Abi, основанной депутатом Госдумы Григорием Аникеевым, удалось обогнать своих конкурентов по колбасному бизнесу. Доля этой компании на рынке по итогам прошлого года оказалась больше, чем у Останкинского мясоперерабатывающего комбината, занимавшего традиционно первое место. Но сам рынок уже сужается из-за роста популярности здорового образа жизни: убедить молодое поколение покупателей, что сосиски и колбасы полезны, производителям не удается.
По итогам 2019 года доля основанной во Владимире продуктовой группы Abi (бренды «Стародворье», «Вязанка» и «Ядрена копоть») на рынке производства колбас и сосисок составила 8%. Это позволило компании занять первое место среди конкурентов. Об этом свидетельствуют данные GfK на основе анализа покупок 10 тыс. домохозяйств. По словам директора департамента маркетинга Abi Дениса Мартасова, в 2019 году группа произвела 162 тыс. тонн колбасных изделий. По данным ЕГРЮЛ, конечным бенефициаром группы является депутат Госдумы Григорий Аникеев.
Abi обогнала прошлогоднего лидера — Останкинский мясоперерабатывающий комбинат с долей 7,4% (ОМПК, бренды «Останкино», «Папа может» и др.), конечным бенефициаром которого считается председатель совета директоров группы Михаил Попов. В ОМПК не ответили на запрос “Ъ”.
Третье место два года подряд занимает группа «Черкизово» семьи Михайловых, в портфель брендов которой входит «Черкизово», «Мясная губерния», «Империя вкуса». В пресс-службе компании рассказали, что в прошлом году произвели 107,6 тыс. тонн колбасных изделий.
В Abi связывают рост доли на рынке с запуском во Владимире нового производственного комплекса по выпуску колбасных изделий мощностью 36,5 тыс. тонн в год. Компания также планирует запустить вторую очередь на 18,2 тыс. тонн, добавляет Денис Мартасов. Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев говорит, что рост продаж для производителей колбасы принципиально зависит от маркетинга. По его мнению, Abi делает бренды узнаваемыми и защищает их. Суд по интеллектуальным правам 13 декабря прошлого года признал незаконным выпуск Сибирской продовольственной компанией колбасной продукции под брендом «Вобвязке», взыскав в пользу компании «Стародворские колбасы» (входит в группу Abi) 2 млн руб.
По мнению Алексея Поповича, продажи колбасы, и сосисочных изделий в том числе, поддерживает традиция потребления колбасы и сосисок на завтрак. Но эксперт прогнозирует, что у рынка в обозримом будущем могут возникнуть проблемы и падение спроса из-за роста популярности здорового питания и ЗОЖ. По данным Nielsen, по итогам периода с марта 2019 года по февраль 2020 года темпы роста продажи колбасы в денежном выражении по сравнению с прошлым аналогичным периодом упали с 17,2% до 6,3%, в натуральном выражении — с 7% до 3%.
Компании по-разному реагируют на рост популярности ЗОЖ. Abi выпускает линейку колбасных изделий с мясом индейки под брендом «Вязанка» с пониженным содержанием жира и высоким содержанием белка, говорит Денис Мартасов. Goldman Group (ТД «Мясничий») выпускает колбасы высшей категории, в которых повышено содержание мяса и минимум жиров. Но колбасы и сосиски у молодого поколения не ассоциируются со здоровым питанием, уверен Алексей Поповичев. Так что, добавляет он, производителям еще предстоит придумать способы продажи своей продукции этой категории покупателей.
Еще одной причиной падения спроса на колбасы и сосиски может быть отказ покупателей от приобретения продукции, искусственно удешевленной за счет снижения качества сырья, предполагают в пресс-службе ГК «Дымов» (выпускает продукцию под брендом «Дымов»). Сегмент «эконом» перенасыщен продукцией, но она уже не может конкурировать и стать заменой мясу, соглашается директор по стратегическому развитию Goldman Group Андрей Андресюк.
продовольствие