Подробности Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Долгосрочные контракты в молочной отрасли могут заключаться на разных условиях, но все они имеют одну и ту же цель – обеспечение стабильных поставок как для производителя, так и для переработчика. Однако из-за изменчивой ситуации в экономике далеко не все молочные компании решаются на их заключение. О том, какие преимущества и недостатки видят эксперт и игроки отрасли в механизме использования долгосрочных контрактов, в материале Milknews.
Для чего нужны долгосрочные контракты
Заключение долгосрочных контрактов может стать своего рода гарантией и для производителей, и для переработчиков в молочной отрасли. Как отметил директор аналитического департамента Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Алексей Воронин, перевод на такие условия ценообразования мог бы во многом нивелировать риски в сложившейся высоковолатильной ситуации на рынке. По его словам, обычно участники рынка начинают обращать внимание на возможность заключения долгосрочных контрактов в периоды, когда либо производители, либо переработчики испытывают экономические сложности.
Воронин пояснил, что такие контракты могут заключаться на разных условиях, в том числе с привязкой к уровню инфляции, к ценам на корма, и стоимости пары «сливочное масло – сухое обезжиренное молоко», а также исходя из других факторов.
По мнению эксперта, при заключении контрактов в непростых ситуациях в дальнейшем может выстроиться некорректное ценообразование, поскольку возникает привязка стоимости к пиковым или, наоборот, минимальным значениям.
При этом Воронин отметил, что серьезные изменения в экономике также могут повлиять на условия исполнения долгосрочных контрактов. «Поэтому важно в контрактах предусматривать условия перевода их на некое ручное регулирование либо пересмотра базы. Понятно, что это должны быть какие-то из ряда вон выходящие события, но, тем не менее, это важно предусмотреть», - подчеркнул эксперт.
Он также сообщил, что согласно произведенным Союзмолоко расчетам, при заключении долгосрочных контрактов на период, начиная с 2012 года, разница в их стоимости от цены спотовых контрактов составляла 12 до 30 копеек за литр молока в зависимости от того, к чему была сделана привязка.
Сторонники долгосрочных контрактов
Ряд крупных российских производителей молока придерживается политики заключения долгосрочных контрактов. В частности, как сообщил представитель холдинга «ЭкоНива», компания заключает долгосрочные контракты на поставку сырого молока перерабатывающим предприятиям. Компания не раскрывает точную долю таких контрактов в общем объеме продаж, однако речь идет о десятках процентов.
По мнению «ЭкоНивы», инструмент удобен тем, что помогает выстроить долгосрочное взаимодействие с партнерами и защитить часть производимых объемов сырого молока от волатильности на рынке.
В свою очередь генеральный директор холдинга «Дамате», в состав которого входит крупнейший в Сибири животноводческий комплекс ООО «Тюменские молочные фермы», Андрей Седов отметил, что стратегия работы комплекса по продажам строится исключительно на долгосрочных контрактах, что обеспечивает стабильность сбыта и прозрачную прогнозируемость цены, логистики и ряда других параметров. «В соответствии с ранее подписанным соглашением мы передаем 70% молока-сырья на «Ялутуровский молочный комбинат» (принадлежит компании Health&Nutrition – прим. ред.) для дальнейшей переработки. Оставшийся объем в рамках долгосрочных договоров поставляем постоянным партнерам на территории тюменского и соседних регионов», - заявил он.
Формирование стоимости контракта
Как сообщил вице-президент «Милком» Михаил Камышный, доля долгосрочных контрактов с фиксацией стоимости в общем объеме поставок компании составляет не более 10%. При этом у компании существует свой способ договариваться с контрагентами о стоимости контрактов. «Мы договариваемся о базовой цене. Дальше - о диапазоне, внутри которого эти цены не пересматриваем. Это плюс-минус 5%. Затем мониторим цены, и если в течение последующих 4 недель рыночная цена выбивается за этот коридор, то базовая цена корректируется на 50% от этой дельты», - рассказал он.
Камышный пояснил, что вначале между компаниями действует договорная цена, которая может быть даже несколько выше рыночной, а затем они ориентируются на индикативы, которые рассылает Минсельхоз Удмуртской республики и Союзмолоко. «Мы смотрим не на абсолютные цифры, а на динамику», - сообщил он.
По его мнению, такая базовая цена позволяет оставаться продукции «в рынке» даже при существенном изменении стоимости продукции, а также разделить риски между производителями и переработчиками.
Он добавил, что у «Милкома» и его контрагентов действует понятный алгоритм пересмотра цен.
Что думают переработчики?
Существуют сторонники заключения долгосрочных контрактов и среди переработчиков молока. По словам директора по закупкам молока и услуг по контрактному производству Health & Nutrition Алексея Давыдова, доля долгосрочных контрактов, которые обычно заключаются сроком на три года, в общем объеме у компании составляет около 20%.
Он пояснил, что обычно такие контракты заключаются на поставку молока со средними и крупными фермами с предсказуемой программой развития и профессиональной командой управленцев.
Иной практики придерживается крупнейший дистрибьютор и производитель натуральных сыров в России – компания «Фудлэнд». «Если под долгосрочными договорами на поставку подразумеваются договора с фиксацией цен на продукцию на сроки от года и более, то в нашей работе такой практики нет и не планируется», - сообщил ее генеральный директор Максим Поляков.
По его словам, это продиктовано очень изменчивой ситуацией на рынке молочных продуктов. Ведь помимо стоимости сырого молока на себестоимость и конечную цену оказывает большое влияние еще целый ряд факторов: проценты по кредитам, фонд оплаты труда, растущие производственные затраты, затраты на упаковку и материалы, логистические расходы и так далее.
Он добавил, что в случае, если контракты предполагают изменение тех или иных составляющих цены в зависимости от определенных индикаторов, заключение долгосрочных договоров имеет смысл и позволяет обеим сторонам минимизировать риски.
бизнес