компоненты

Алексей Груздев, Streda Consulting По итогам 2023 года полностью обновился рейтинг ТОП-6 переработчиков молока


18 июля на очередном заседании “Молочных сессий: Summer edition” презентовали обновленный рейтинг крупнейших переработчиков молока России. О том, как изменилась расстановка сил на рынке переработки за последний год, Milknews рассказал один из авторов рейтинга - генеральный директор консалтинговой компании Streda Consulting Алексей Груздев.

Рейтинг ТОП-30 лидеров молочной индустрии по итогам 2023 года оказался крайне неординарным: во-первых, полностью трансформировалась пятерка лидеров рынка, во-вторых, в этом году в рейтинг вошло сразу 33 компании, в-третьих, в состав ТОП-20 лидеров ворвалось 2 новых игрока, и еще ряд других интересных изменений. Но обо всем по порядку.

Новый лидер рейтинга или H&N vs “Вимм-Билль-Данн”

Начнем с логического завершения истории главного ньюсмейкера последних лет. Впервые за 15 лет в отрасли сменился лидер – на первое место вырвалась компания «Вимм-Билль-Данн» (принадлежит PepsiCo), которая последние три года стабильно росла быстрее рынка (на 8-10% в год) и смогла сполна воспользоваться сложностями своего основного конкурента. Компания Health & Nutrition (ранее Danone) в связи с реорганизацией на фоне передачи во временное управление Росимуществу была вынуждена деконсолидировать бизнес в сфере детского и медицинского питания (компания Nutricia и завод «Истра-Нутриция» в Московской области), в результате чего переместилась на второе место.

Безусловно, для H&N последние несколько лет выдались крайне непростыми: приостановка больше чем на год инвестиций и всей маркетинговой активности, последовавшая за этим локализация иностранных брендов (Activia заменена на АктиБио, Actimel – на Actimuno, Alpro – на Planto, зонтичный бренд Danone полностью выведен с рынка), реструктуризация экспортных операций в СНГ и закрытие заводов в Беларуси, серьезная реорганизация операционной деятельности на фоне смены собственника и т.д. Но, тем не менее, компания справилась со всеми трудностями и даже продемонстрировала рост в 3,5%, что на фоне всего произошедшего можно считать серьезным достижением. (подробнее об этом читайте в интервью с генеральным директоров H&N Якубом Закриевым). 

После смены собственника (в феврале 2024 года Danone Group завершила сделку по продаже российского бизнеса ГК «ВАМИН») компания скорректировала стратегию и планирует наращивать долю рынка, а значит гонка за лидерство еще не окончена, хотя H&N и выступает теперь в роли догоняющего, а отыграть нужно более 17%.

Изменения в пятерке лидеров или “КОМОС” vs “Молвест”

Вторым важным событием года стало завершение еще одной 10-летней эпопеи в борьбе за третье место в рейтинге и лидерство среди отечественных игроков – “КОМОС ГРУПП” наконец-то смогла обойти ГК “Молвест”. За это время “Милком” (в 2013 году занимал лишь 9-ю строчку рейтинга), реализовал одну из самых масштабных в отрасли инвестиционных программ и сформировал один из самых успешных брендов «Село зеленое» (создан в 2010 году, а в 2022-ом по данным GfK стал №3 в традиционных молочных категориях). В 2018 году, после покупки Казанского МК, управляющий акционер компании Андрей Шутов публично анонсировал цель – "стать национальной компанией №1 на молочном рынке России" (тогда Милком был на 6 месте). В течение 10 лет компания не переставала расти двузначными темпами (от 14% до 25%) и вот в 2023 году цель была достигнута – “КОМОС” взошел на третье место, продемонстрировав самый большой прирост среди всех компаний молочной отрасли – 31 млрд руб. за 7 лет (подробнее об этом слушайте в подкасте с исполнительным директором компании Кириллом Чечиным).

ГК «Молвест», в свою очередь, переместилась сразу на пятую строчку, пропустив вперед не только “КОМОС”, но и Hochland, который за год поднялся с 6-го на 4-ое место, вытеснив из пятерки лидеров ГК «Ренна» (переместилась с 5-го на 6-ое место). В данном случае сказались как различия в динамике развития категорий (+13% в сырах и +11% в мороженом) и инфляционной составляющей, так и в выбранных компаниями стратегиях адаптации к изменениям на рынке. ГК «Ренна» в конкуренции с ГК «Айсберри» выбрала более осторожную ценовую стратегию и смогла нарастить объемы продаж мороженого на 18%, при этом рост в сгущенке был минимальным (подробнее см. в рейтинге рынка мороженого). Hochland смог воспользоваться восстановлением сегмента HoReCa и некоторым дефицитом на рынке творожных сыров и на правах лидера сегментов значительно нарастил продажи плавленых и молодых сыров. В результате в прошедшем году обе компании показали темпы роста выше рынка, но Hochland объективно находился в более выгодной ситуации (+20,5% у Hochland и +12% у “Ренны”).

Таким образом, по итогам 2023 года полностью обновился рейтинг ТОП-6 игроков, при этом конкуренция между игроками очень плотная (разрыв между 3 и 6 местом составляет всего 6%), а ситуация на рынке быстро меняется – тем интереснее будет следить за развитием компаний в текущем году.

Лидеры роста

Изменения в середине рейтинга (с 6-го по 20-ое место) минимальны и связаны прежде всего с феноменальными темпами развития ГК «ЭкоНива», которая третий год подряд растет на 80% в год и за 6 лет смогла практически с нуля достигнуть выручки в 21,4 млрд руб. В прошлом году «ЭкоНива» дебютировала в рейтинге на 20 позиции, а по итогам этого смогла подняться сразу на 13 место, а также войти в рейтинг крупнейших сырных компаний. И, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.

Помимо ГК «ЭкоНива» (+80%), в пятерку самых быстрорастущих компаний в этом году вошли – DMK Group (+38%), ГК «Сыробогатов» (+25%), Hochland (+20%), ТК «Мультипро» (+19%) и Брянский молочный комбинат (+17%), которые также стали дебютантом рейтинга только в прошлом году. Лидерами по абсолютному приросту стали «Вимм-Билль-Данн», «ЭкоНива», Комос, Hochland и Ренна.

DMK Group осенью 2021 году запустила свой второй сырный завод в Воронежской области, загрузка которого позволила ей существенно усилить свои позиции на растущем рынке сыров, а также войти в рейтинг крупнейших молочных компаний, поднявшись сразу на 9 позиций – с 42 на 30 место (подробнее см. рейтинг сырных компаний).

Новые участники рейтинга

Изменения в замыкающей части рейтинга (с 20-го по 30-ое место) связаны прежде всего с появлением новых игроков, которые серьезно потеснили старожил отрасли.

АМП «Дамол» наконец-то завершило растянувшийся более чем на 5 лет процесс консолидации активов Kraun Group, которая вошла в банкротство на фоне кризиса весной 2018 года. Кроме того, в конце прошлого года компания приобрела Порховский маслосырзавод, ранее входивший в ГК «Аланталь», и теперь под ее управлением сосредоточено 10 производственных площадок, распределенных по всей территории страны (от Пскова до Дальнего Востока). Такой широкой географии мощностей нет даже у “ВБД” и H&N, однако мощности заводов не сопоставимы с лидерами рынка и «Дамол» еще только предстоит заняться их модернизацией. Так что в этом году компания дебютировала в рейтинге только на 14 строчке, но имеет потенциал в ближайшие годы существенно усилить свои позиции.

Второй новичок рейтинга ГК «Базальт Агро» разместилась на 26-ом месте. Компания в прошлом году завершила масштабную модернизацию своего основного актива – завод «Северное молоко» в Вологодской области, инвестиции в 3,3 млрд руб. позволили нарастить его мощности с 350 до 530 т/сут. Кроме того, за последние два года были приобретены еще две небольшие площадки: «Сухонский молочный комбинат» в Вологодской области и «Рамоз» в Ярославской области. Летом 2024 года был анонсирован новый раунд инвестиций в 5 млрд руб., который будет направлен на дальнейшую модернизацию предприятий, а также развитие молочно-товарных ферм (подробнее - в подкасте с генеральным директором ГК «Базальт Агро»).

На последней 30-й строчке рейтинга в этом году разместились сразу 4 компании, которые с учетом округления закончили год с сопоставимым результатом в 10,5 млрд руб. – “Сыр Стародубский”, “Лебедяньмолоко”, DMK Group и ГК «Галактика», которая уже несколько лет занимала 31-32 позицию и теперь наконец-то смогла войти в рейтинг на фоне более слабых результатов выбывших участников.

1721371363

2774 просмотра

практикум
Молочные заводы
Комментарии
РБК
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ворлд фуд 20 сент
ЮГ Богатырь
Простыми словами
ЛОшаДИ
Подпишитесь на нашу рассылку
Практикум наш

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы
Дзен