Александр Карпушин, «Агрохолдинг Мирный» Мы первыми начали получать сухое козье молоко в промышленных масштабах
Агрохолдинг «Мирный» - один из крупнейших производителей козьего молока в России. Предприятие активно растет и развивается, в том числе наладило производство сухого молока, которое поставляет компаниям по выпуску кондитерских изделий, косметики, спортивного питания, БАДов, а также на экспорт. Генеральный директор агрохолдинга Александр Карпушин в эксклюзивном интервью рассказал Milknews, почему свое дело он считает глобальной миссией и что планирует сделать для ее воплощения.
Milknews: ООО «Агрохолдинг Мирный» - один из лидеров в сегменте молочного козоводства России. Расскажите подробнее о вашем предприятии, какие продукты выпускаете, какими мощностями располагаете?
А. Карпушин: Если быть точным, то наше предприятие - лидер в этом сегменте. Сегодня у нас две фермы в республике Адыгея с общим поголовьем 6500 голов коз швейцарской породы. В 2023 году мы получим порядка 5 тысяч тонн козьего молока – это самый высокий показатель в России. Перерабатываем мы его там же, на нашем молочном заводе.
Собственные поля, на которых мы выращиваем нужные корма для коз, артезианская вода из наших скважин, породистое поголовье, собственная переработка – все это дает продукт высокого качества.
Выпускаем широкий ассортимент продукции, который представлен во многих сетях: несколько видов сыров, йогурты, творог, кефир, масло из козьего молока.
Запустили две очень интересные новинки: ультрапастеризованное козье молоко и смесь на основе сухого козьего молока.
Milknews: Как и почему было выбрано не самое популярное направление животноводства? И с чем, на ваш взгляд, связан невысокий интерес производителей к козьему молоку?
А. Карпушин: Козье молоко очень полезно, легко усваивается, содержит массу полезных компонентов: например, лактоферрин, коэнзим Q10, нуклеотиды, редкую Омега-7 и другие. Оно значительно менее аллергенно, чем коровье, а его свойства максимально близки к женскому грудному молоку. Поэтому развитие этого направления стратегически важно с точки зрения здоровья детей и производства в России в будущем собственного детского питания из козьего молока.
Не берусь сказать за всех крупных производителей, но, я думаю, есть несколько факторов, почему этот сегмент развивается менее активно, чем молочный КРС.
Во-первых, здесь нет таких объемов как производства сырья, ведь коза дает условно в 6 раз меньше молока, чем корова, так и объемов рынка: это более узкая, нишевая история. Во-вторых, это довольно сложное, неосвоенное направление. В России почти нет специалистов, которые имеют опыт в промышленном козоводстве, кормлении, ветеринарии, селекции. Также есть отличия в производстве продукции из козьего молока. В-третьих, формирование многочисленного породистого поголовья коз в России – процесс довольно скрупулезный и небыстрый. Нельзя, например, взять и купить сразу 5000 коз и укомплектовать новое предприятие. Вы их просто не найдете в таком количестве.
К тому, что мы имеем сегодня, мы шли примерно 5 лет. Сейчас, имея такой опыт, уже можем развиваться несколько быстрее.
Milknews: Какие особенности производства козьего молока и продукции из него вы можете назвать? В чем главные отличия от работы с КРС?
А. Карпушин: Если коротко: козам нужны более комфортные условия содержания, оптимально - с регулируемым климатом. Они более требовательны к качеству подстилки и ее обновлению. Можно сказать, что козы очень чистоплотные животные.
Козы более отзывчивы к качеству кормов. Для молодняка козочек используются совершенно иные стандарты по уходу. Козы быстрее подходят для осеменения, и сроки беременности у них значительно короче. Как вы видите, в целом особенностей и различий между козами и КРС достаточно много.
В части молока и готовой продукции отличия также присутствуют. У козьего молока иная структура белка и жира, из него получается более нежный сгусток, отличается термоустойчивость. Это означает, что все рецептуры на коровьем молоке требуют адаптации к козьему, а часто - индивидуальной разработки.
Milknews: Вы занимаетесь сушкой козьего молока. Какой на него спрос и кто ваша основная целевая аудитория?
А. Карпушин: Сухое козье молоко – наша новинка, и можно сказать – уникальный для России продукт. Сейчас ни у кого нет таких объемов, кроме нас, чтобы получать сухое козье молоко в промышленных масштабах. Мы первые, кто начал это делать.
И здесь у нас несколько направлений. Первое – это работа с крупными предприятиями. В мире очень много продуктов из козьего молока: в кондитерке – фитнес-батончики, шоколадки и конфеты; в косметике – крема, маски, мыло, шампуни; в спортивном и функциональном питании – продукты с высоким содержанием протеина и хорошей усвояемостью; в БАДах – натуральные средства на основе микронутриентов козьего молока и, конечно, в детском питании – детские смеси и продукты прикорма. Мы поставляем сухое молоко таким предприятиям для производства уже конечного продукта.
Второе – экспорт сухого молока. Здесь безусловным лидером в плане спроса на сухое молоко является Китай. Однако целый ряд стран также импортирует большие объемы сухого козьего молока: Алжир, ОАЭ, Саудовская Аравия, Индонезия, Сингапур и другие.
И третье – наш готовый продукт для сетей на российском рынке. Это смесь на основе козьего молока, которая подходит и для деток; и для спортсменов; и для людей, ведущих здоровый образ жизни. Все, кто хочет дополнительно укрепить свой иммунитет, получить биодоступные витамины и минералы, – это наши покупатели.
Milknews: Куда поставляете свою продукцию?
А. Карпушин: Продукцию поставляем почти во все крупные сети: “Перекресток”, “ВкусВилл,” “Магнит”, “Ашан”, “Лента” и многие другие. Также наши сыры можно попробовать на борту самолетов “Аэрофлот” во время перелетов как внутри страны, так и на международных рейсах.
Сейчас в направлении экспорта работаем очень активно. Основной акцент – на Китай. Нам интересны как страны ближнего зарубежья, например, Казахстан, так и перечисленные мной выше страны дальнего зарубежья.
Мне лично кажется интересным направление сетевой HoReCa. Но как-то руки до всего не доходят. В планах обязательно им займемся.
Также думаем о том, чтобы совместно с действующими производителями выпустить на рынок продукты прикорма для детей на основе козьего молока. Например, нам очень нравится продукция “Фрутоняни”. Для такого типа продуктов наше молоко – просто находка.
Milknews: Какая география продаж? Планируете ли ее расширять? Представлены ли вы в федеральных сетях?
А. Карпушин: Как я уже сказал, многие федеральные сети – наши партнеры. Больше всего мы представлены на рынке Москвы, Санкт-Петербурга и на юге России: в Адыгее, Краснодаре, Ростове. В то же время нашу продукцию можно найти почти везде: от Калининграда до Хабаровска. Но мы бы хотели усилить представленность в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока – как раз для этого запустили ряд продуктов с удлиненными сроками годности.
Milknews: Какие проекты по модернизации и расширению мощностей вы планируете осуществить в ближайшем будущем?
А. Карпушин: Мы наладили все основные процессы на фермах и заводе в Адыгее, планируем активно развиваться и масштабироваться. В планах в ближайшие год-два открыть еще 2 фермы примерно на 8000 общего поголовья и увеличить мощности по сушке молока.
Ведем сейчас активную работу с научным сообществом и институтами. Считаем, что продукция из козьего молока должна быть доступна и активно применяться в питании детей дошкольного и школьного возраста, в реабилитации и лечении определенных недугов.
Наш проект несет важную социальную миссию: производство здоровых продуктов, повышающих иммунитет и обеспечивающих безопасность в области правильного питания детей в нашей стране.
Milknews: Какие проблемы молочной отрасли вы видите? И какие решения могли бы предложить?
А. Карпушин: В целом, я считаю, что на государственном уровне молочной отрасли оказывается достойное внимание и многие проблемные вопросы, которые могли бы остро стоять на повестке, уже решены.
Наверное, одна из основных проблем, с которой мы сталкиваемся, – это поиск грамотных и подготовленных кадров. Их мало. Поэтому хочется, чтобы больше внимания уделялось соответствующим вузам и другим учебным заведениям, готовящим таких специалистов.