Шамиль Тарамов, «Экомилк» Рынок сливочного масла уже стабилизировался
Один из лидеров российского рынка по производству сливочного масла – компания «Экомилк», планирует увеличивать производство этого продукта, исходя из потребностей населения. В компании не видят предпосылок для дефицита сливочного масла на полках магазинов, поскольку его запасы достаточны. А отдельные случаи сокращения отгрузок или производства масла считают локальными и несистемными. Такое мнение в эксклюзивном интервью Milknews выразил исполнительный директор «Экомилк» Шамиль Тарамов.
Milknews: В октябре ряд СМИ сообщили, что крупнейшие производители сливочного масла начали уведомлять федеральные торговые сети о том, что приостанавливают производство или сокращают отгрузки продукции. Как вы прокомментируете данную информацию, чем может быть вызвана такая ситуация?
Ш. Тарамов: Мы находимся внутри отрасли и знаем, что это абсолютно единичные случаи, и всё это не носит системного характера. Производители, которые по тем или иным причинам приняли подобные решения, в целом не влияют на рынок сливочного масла. Мы со своей стороны остатки сырья и продукции старались в этом году увеличивать и не видим никаких проблем с наличием товаров на полках.
Milknews: Как в вашей компании обстоит дело с производством сливочного масла? Насколько снизились или выросли объемы в этом году и почему?
Ш. Тарамов: За девять месяцев 2024 года компания «Экомилк» имела стабильные среднемесячные продажи сливочного масла: мы не видим тренда, как на существенное увеличение производства и отгрузок, так и на их серьезное снижение. Однако если сравнивать данные показатели с аналогичным периодом 2023 года, то у нас наблюдается снижение производства на 10-15%, но здесь целый комплекс причин.
Во-первых, в этом году наблюдался существенный рост спроса на молочные жиры, прежде всего, это связано с увеличением потребления творожных сыров, мороженого и самого пастеризованного молока. А наша компания является одним из лидеров на российском рынке по производству творожного сыра. В этой связи у нас произошло перераспределение в структуре использования сливок: мы их пустили на одни продукты вместо других.
Более того, если говорить об объемах перерабатываемого сырья, то в этом году мы наблюдаем рост по сравнению с прошлым годом по переработке молока до 20%, по привлечению и переработке сливок до 15%, что в целом перекрывает то падение продаж по маслу, которое у нас было.
Milknews: Есть ли у вас проблемы с производством из-за поставок компонентов, оборудования?
Ш. Тарамов: В этом плане серьёзных проблем мы не наблюдаем: нет такого, что не хватает каких-то компонентов или оборудования. Да, однозначно работать стало чуть сложнее и напряженнее, чем 3-5 лет назад, но при должном упорстве все эти проблемы решаемы.
Milknews: Какие виды сливочного масла выпускает ваша компания? Производите ли вы масло под СТМ для ритейла?
Ш. Тарамов: Нашим «флагманом» является сливочное масло с жирностью 82,5%: мы его производим в существенных объемах и являемся одними из лидеров рынка в этом плане. Кроме того, в несколько меньших объемах мы выпускаем сливочное масло с жирностью 72,5%, а также производим небольшие объемы шоколадного масла – это, скорее, нишевый продукт «на любителя».
Что касается СТМ, то мы уже давно имеем в продуктовом портфеле данную категорию товаров, потому что такой подход помогает выстраивать более крепкие стратегические партнерства с различными торговыми сетями. И на данный момент в нашей линейке молочной продукции есть СТМ крупнейших игроков российского рынка ритейла.
Milknews: Как изменился спрос на сливочное масло со стороны потребителей и ритейла в 2024 году? Какие категории сливочного масла особенно пользуются спросом?
Ш. Тарамов: Как я уже сказал, мы не увидели существенных изменений среднемесячных продаж сливочного масла в текущем году. Но традиционно сливочное масло с жирностью 82,5% является наиболее потребляемым и продаваемым, хотя в зависимости от региона структура его потребления, конечно, разная.
Milknews: Как изменились цены на ваше сливочное масло в 2024 году?
Ш. Тарамов: В течение первого полугодия 2024 года происходили небольшие изменения на рынке сырья: поставщики поднимали его стоимость, но мы со своей стороны цены держали за исключением небольших корректировок в 2-3%. Однако при этом сильно подорожало заемное финансирование, выросли расходы на обслуживание оборудования, логистику, а в третьем квартале произошел существенный рост стоимости сырья, вызванный повышенным спросом на молочные жиры. В результате по итогам девяти месяцев этого года цены на нашу молочную продукцию повысились на 15-20% в зависимости от SKU.
В то же время мы в курсе, что в Минсельхозе РФ хорошо осведомлены тем, что происходит на молочном рынке и глубоко погружены в ситуацию, и тот комплекс мер, который, по нашей информации, руководящие органы собираются принять, я думаю, достаточно быстро позволит стабилизировать ситуацию с ценами.
Также отмечу, что мы очень ответственно относимся к ценообразованию, понимаем, что сливочное масло и в целом молочная продукция – это социально значимые товары. Поэтому в первом полугодии мы пытались понять, что будет с рынком, надеялись, что изменения носят временный характер, и всё стабилизируется.
Более того, сейчас можно сказать, что рынок сливочного масла уже «плюс-минус» стабилизировался. Не могу пока сказать такого про рынок сливок и сырого молока. Поэтому мы уже в некоторые сети направили уведомления о том, что частично корректируем в сторону понижения и регулярные, и промо-цены.
Milknews: Планируете ли расширять производство сливочного масла?
Ш. Тарамов: Да, планируем планомерно увеличивать производство сливочного масла под потребности рынка.